Уровень недоразвития детей с овзв эпизодической группе

Нарушения словообразования у детей прешкольной группы с общим недоразвитием речи

6. Развитием словообразования у детей в психолингвистике занимались К.И.Чуковский, Т.Н.Ушакова, А.М.Шахнарович [20]. Согласно гипотезе А.М.Шахнаровича механизм словообразовательного уровня складывается из взаимодействия двух уровней: собственно словообразовательного и лексического.

Как показывают данные научных исследований (Т.Б.Филичева [19] и др.) и опыт практической работы (Т.А.Ткаченко [18] и др.), дети с общим недоразвитием речи при обучении в школе испытывают значительные трудности в усвоении программного материала по русскому языку. Поэтому понятно безусловная значимость изучения нарушения словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Подразумевается не только развитие устной речи в дошкольном возрасте для детей с общим недоразвитием речи, но и подготовка к усвоению письменной речи.

Уровень недоразвития детей с овзв эпизодической группе

Правильно повторяя вслед за логопедом трех-четырехсложные слова, дети нередко искажают их в речи, сокращая количество слогов (Дети слепили снеговика — «Дети сипили новика»). Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове.

Речевая недостаточность отчетливо проявляется во всех компонентах. Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2-3, редко 4 слов. Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий.

Уровни общего недоразвития речи у детей: ОНР 1, 2, 3, 4

  1. Общение с окружающими в основном в присутствии родителей, которые выступают в качестве помощников-переводчиков.
  2. Неустойчивое произношение звуков, которые ребенок научился произносить отдельно. В самостоятельной речи они все равно звучат пока нечетко.
  3. Сложные для произнесения звуки заменяются другими. Труднее даются свистящие, шипящие, сонорные и аффрикаты. Один звук может заменять сразу несколько. Например, мягкий «с» нередко выступает в разных ролях («сянки» — санки, «сюба» — «шуба», «сяяпина» — «царапина»).
  4. Активный словарный запас заметно расширяется. Однако ребенку пока не известна малоупотребительная лексика. Заметно, что в своей речи он использует в основном слова бытового значения, которые часто слышит вокруг.
  5. Грамматическая связь слов в предложениях, что называется, оставляет желать лучшего, но при этом ребенок уверенно подступается к построению сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций. («Папа писёл и пйинесйа Мисе падаик, как Мися хаасе себя вей» — Папа пришел и принес Мише подарок, ТАК как Миша хорошо себя вел. Как мы видим, сложная конструкция уже «просится с языка», однако грамматическое согласование слов пока не дается).
  6. Из таких, не правильно оформленных предложений, ребенок уже может составить рассказ. Предложения будут пока еще описывать лишь конкретную последовательность действий, однако проблемы с построением фраз уже нет.
  7. Характерной чертой становится непостоянство грамматических ошибок. То есть в одном случае ребенок может правильно согласовать слова между собой, а в другом — употребить неправильную форму.
  8. Имеются сложности в правильном согласовании имен существительных с числительными. Например, «три кошкАМ» — три кошки, «много воробьи» — много воробьев.
  9. Отставание в формировании фонематических способностей проявляются в ошибках при произнесении «трудных» слов («гинасты» — гимнасты), в наличии проблем при анализе и синтезе (ребенок затрудняется подобрать слова, начинающиеся на конкретную букву). Это, помимо прочего, задерживает готовность ребенка к успешной учебе.
  1. Ребенок всегда использует одно и то же слово, обозначающее конкретный предмет или действие в искаженном виде. К примеру, яблоко всегда будет звучать как «лябако» в любом контексте.
  2. Активный словарь довольно беден. Ребенок не знает слов, обозначающих признаки предмета (форму, отдельные его части).
  3. Нет навыка объединения предметов в группы (ложка, тарелка, кастрюля — это посуда). Предметы, близкие по каким-либо признакам, могут называться одним словом.
  4. Звукопроизношение тоже сильно отстает. Ребенок плохо произносит многие звуки.
  5. Характерным признаком ОНР 2 уровня становится появление в речи зачатков грамматического изменения произносимых слов в зависимости от числа. Однако ребенок справляется только с простыми словами и в том случае, если окончание находится под ударением (идет — идУт). Причем этот процесс нестойкий и проявляется не всегда.
  6. Простые предложения активно используются в речи, но слова в них не согласованы между собой. Например, «папа питя» — папа пришел, «гуяй гокам» — гулял на горке и т. д.
  7. Предлоги в речи могут быть пропущены совсем или использоваться неправильно.
  8. Связный рассказ — по картинке или с помощью вопросов взрослого — уже получается, в отличие от состояния при 1 уровне ОНР, однако он очень ограничен. В основном ребенок использует двусложные несогласованные предложения из подлежащего и сказуемого. «Гуяй гокам. Видей сег. Ипий сегика.» (Гулял на горке, видел снег, лепил снеговика).
  9. Нарушена слоговая структура многосложных слов. Как правило, слоги не только искажаются из-за неправильного произношения, но и переставляются местами, и просто выбрасываются. (Ботинки — «бокити», человек — «тевек»).
Читайте также:  Акт приема сдачи или сдачи приемки

Общее недоразвитие речи 2 уровня у ребенка с дизартрией лечение

Данные речевые дефекты отрицательно сказываются на сенсорных, интеллектуальных и волевых сторонах характера ребенка. Такие дети не могут полностью концентрировать свое внимание на конкретном предмете, а также подвергается воздействию их нормальная способность к запоминанию. Они не могут запомнить полученные инструкции, а также последовательные задания.

В некоторых случаях развитие 2 степени ОНР наблюдается у детей, которые не посещают детский сад, что объясняется нехваткой общения. В таких случаях рекомендуется записать малыша в различные кружки, в которых не только увеличится его круг общения, но и начнет развиваться художественное восприятие окружающего мира, что повлечет за собой усовершенствование речи.

Характеристика уровней речевого развития детей с общим недоразвитием речи

Р.Е. Левина предложила системный подход к анализу устной речи детей с ОНР . Подчеркивая системный характер недоразвития речи при этом расстройстве, она писала, что при ОНР ребенок последовательно проходит 3 уровня: уровень отсутствия речи, или однословной речи, уровень фразовой речи и уровень связной речи.

В речи детей многие звуки отсутствуют, заменяются или произносятся искаженно. Это касается, прежде всего, звуков, сложных по артикуляции (свистящих, шипящих, плавных сонорных и др.). Многие твердые звуки заменяются мягкими или наоборот (пять — «пат», пыль — «пил»). Произношение артикуляторно простых звуков становится более четким, чем на первом уровне. Отмечаются резкие расхождения между изолированным произношением звуков и их употреблением в речи.

Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи

  • увеличение количества детей с общим недоразвитием речи требует современных подходов и новых разработок в области коррекции их психического развития;
  • модернизации в системе образования;
  • от уровня формирования личностных качеств ребёнка с недостатками речевого развития, будет, зависит успешность его адаптации в школе;
  • на современном этапе развития коррекционной педагогики, психологии и логопедии накоплен достаточно обширный материал по коррекции речевых нарушений детей с ОНР: определены принципы, этапы и содержание коррекционной работы, однако практическое решение проблемы психологической готовности по сей день остается открытым.

Дети первой группы имеют признаки лишь общего недоразвития речи без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. Это неосложненный вариант ОНР. У таких детей не выявляются признаки локального поражения центральной нервной системы. Это преимущественно дизонтогенетический вариант.

Характеристика детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи, подлежащих обучению и воспитанию в группе

На втором уровнеречевого развития у детей наблюдаются зачатки общеупотребительной речи. Дети владеют обиходным словарным запасом и могут пользоваться простыми фразами. В их речи дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно употребление местоимений, а иногда союзов, простых предлогов в их элементарных значениях. Дети могут ответить на вопросы, беседовать по картинке, рассказать о семье, знакомых событиях окружающей жизни.

Большое количество ошибок отмечается в воспроизведении слогового контура слов. Это выражается в неумении передать нужное количество слогов: «авик» — «снеговик», «тевикаль» — «телевизор». Наряду с этим отмечаются выраженные трудности в звуковом наполнении слогового контура: «тавотик» — «животик», «муваней» — «муравей», «гобили» — «голуби».

Характеристика речи детей с IV уровнем общего недоразвития речи

Нарушение звукопроизношения при общем недоразвитии речи не рассматривалось исследователями как изолированный дефект. В ряде работ отмечается, что грубые дефекты произношения звуков проявляется у детей одновременно с затруднениями в овладении фонематическими процессами и слоговой структурой слова (Р.Е. Левина).

Читайте также:  В каком пенсионном фонде лучше состоять

Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Процент малышей с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится сталкиваться с темповыми задержками развития речи у детей от 1 до 5 лет. Причины называются разные, среди которых экологический фактор, генетические изменения, ухудшение питания, рост информационных технологий, перегружающих нервную систему, гиподинамия. В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют одну из самых многочисленных групп детей с нарушениями развития. Общее недоразвитие речи у детей изучается давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии. ОНР распространено не только среди воспитанников специализированных детских садов, но и среди детей, посещающих массовые дошкольные образовательные учреждения, и оказывает отрицательное влияние на весь процесс воспитания и обучения, на психическое и речевое развитие ребенка. Правильное понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.

Глава I

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохраненным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Речевая недостаточность у дошкольников может варьировать от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В соответствии с этим принято условное деление на уровни развития, при которых общим является значительное отставание в появлении активной речи, ограниченный словарный запас, аграмматизм, недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия. Степень выраженности названных отклонений весьма различна.

II уровень речевого развития детей характеризуется начатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые по конструкции или искаженные фразы, владеют обиходным — словарным запасом (преимущественно пассивным). В их речи дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно употребление местоимений, союзов, некоторых предлогов в их элементарных значениях. Дети могут отвечать на вопросы, беседовать по картинке, рассказывать о семье, о событиях окружающей жизни.

Особенности и уровень общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи со сверстниками

Результаты исследования показали, что у испытуемых наряду с основными речевыми трудностями отмечается крайне низкий уровень коммуникативных умений и навыков, это выражается в трудностях контактирования со сверстниками, так как не все дети готовы к кооперации по собственной инициативе.

Диагностика выявления уровня развития общения со сверстниками по основным параметрам общения дала хорошие результаты. Большинство детей, хотя и не во всех ситуациях, проявляют инициативу; и пока их инициативные обращения к сверстнику еще не отличаются настойчивостью, но все же они, пусть изредка соглашаются играть друг с другом, откликаются на предложение делать что-то совместно; дети эпизодически выражают свое эмоциональное состояние (улыбаются, сердятся), используют жесты и знакомые слова, фразы в ответ на обращения ровесника — все это в свою очередь говорит о том, что у детей развивается потребность в общении друг с другом, складываются предпосылки для дальнейшего взаимодействия.

Уровень недоразвития детей с овзв эпизодической группе

Таким образом, IV уровень характеризуется отсутствием нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно четкое различие звуков в речи. Эти дети допускают перестановки слогов и звуков, сокращения согласных при стечении, замены и пропуски слогов в речевом потоке. Дети этого уровня изредка испытывают затруднения в воспроизведении сложных, длинных слов. Эти проблемы обнаруживаются, как только у ребенка возникает необходимость усвоения новой лексики, сложной по звукослоговой структуре.

Среди недостатков фонетико-фонематического характера наряду с недостаточной сформированностью звукослоговой структуры слова отмечаются недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем незакончившегося процесса фонемообразования. На данном уровне является возможным непосредственное обучение чтению и письму.

Читайте также:  Как сдать квартиру самостоятельно в аренду

Употребление наречий детьми с общим недоразвитием речи третьего уровня

Стилистические функции наречия заключаются в увеличении информационной емкости высказывания ребенка с общим недоразвитием речи третьего уровня без увеличения объема сообщения; выражении субъективноэмоциональной оценки; характеризации и создании образов окружающего мира, передаче своего психологического состояния. Наречия играют роль интенсификаторов и усилителей, при этом придавая эмоциональность детской речи.[3]Однако, несмотря на разнообразие и значимость функций наречий, их количество в словаре детей с общим недоразвитием речи третьего уровня резко ограничено, хотя употребляются ими первые наречия достаточно рано, примерно к 1 году и 7 месяцам. В этот период (период формирования односложных предложений,единичных высказываний, употребления императива в сочетании с наречием (Принеси быстро!)) дети настолько редко их используют, что отмечаются единичные случаи употребления ими наречий.Дальнейшее количество наречий в речи детей растет очень медленно. К 2мгодам дети с общим недоразвитием речи третьего уровня употребляют около 1518 наречий, что в разы меньше, чем все остальные части речи. Хотя многие наречия знакомы детям, в речи они употребляют их очень редко, и потому пассивный словарь наречийдетей с общим недоразвитием речи третьего уровня намного шире активного, и он с трудом актуализируется. В возрасте56 лет словарь наречий у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня еще более расширяется, с их помощью ребенок вносит дополнительные смысловые оттенки в свои высказывания.Следует отметить, что дети с общим недоразвитием речи третьего уровня плохо согласовывают наречия с другими частями речи, например, с глаголами, прилагательными, числительными, отсюда –редкое употребление их сочетаний, таких, как:бежал быстро; оделся красиво. [4]Таким образом, общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве: звуковой стороны речи, фонематических процессов, грамматического строя, лексики у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.В настоящее время в современной логопедической науке уделяется недостаточно внимания изучению особенностей употребления наречий детьми с общим недоразвитием речи третьего уровня. Многими авторами различных областей науки проанализирован словарный состав разговорной речи детей и выявлены наиболее употребительные знаменательные слова в речи детей: существительные, прилагательные, глаголы. Поэтому все методики логопедической работы направлены на обогащение лексики дошкольников с общим недоразвитием речи третьегоуровня только этими частями речи. Анализпроанализированной нами литературы позволяет сделать вывод о том, что в недостаточной мере изучены особенности овладения детьми наречий с общим недоразвитием речи третьего уровня, хотя данная часть речи является одной из главных составляющих грамматического строя речи ребенка.[5]Для того чтобы выявить особенностиупотребления наречий у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня и их сверстников без речевой патологии, нами было проведено экспериментальное исследование на базе МБДОУ ЦРР детского сада «Улыбка» № 1 г. Ставрополя. В нашем обследовании принимали участие 6 детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, вошедших в состав экспериментальной группы, и 6 детей, речь которых находится в пределах возрастной нормы, составивших контрольную группу.Цель исследования: выявить особенности употребления наречий детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.Объект исследования –процесс развития лексикограмматической стороны речи у детей дошкольного возраста. Предмет исследования –особенности образования и употребления наречий детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Гипотезаисследования: если у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня нарушаются все компоненты речевой системы: звукопроизношение, лексика, грамматика, связная речь, то и наблюдаются качественные и количественные изменения в употреблении наречий.

Аннотация. Наречие –это часть речи, обозначающая признак действия, предмета или другого признака –качества либо свойства. Это одна из знаменательных частей речи, которая является важной составляющей детской речи.Изучение специфики образования и употребления наречий в речи детьми дошкольного возрастас общим недоразвитием речи третьего уровня является открытым вопросом в современной логопедической науке. Глубокое изучение этой области является важным этапом в дальнейшем развитии научных и практических вопросов логопедии, а также создании адекватных и эффективных средств воспитания и обучения данной категории детей, что представляется актуальной проблемой на современном этапе.Ключевые слова:детская речь, наречие, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, эксперимент.