Учет использования лицензий в казенном учреждении в 2019 г

Казенным учреждением заключен сублицензионный договор на приобретение неисключительных прав использования программы

Обоснование вывода:
Сублицензионный договор заключается в порядке ст. 1238 ГК РФ, его срок не может превышать срока лицензионного договора, а также к сублицензионному договору применяются правила ГК РФ о лицензионном договоре.
Согласно п. 4 ст. 1235 ГК РФ право на использование результата интеллектуальной деятельности, в том числе программы для ЭВМ (пп. 2 п. 1 ст. 1225 ГК РФ) в рамках лицензионного договора предоставляется лицензиату на определенный срок, который не должен превышать срока действия исключительного права на данный результат интеллектуальной деятельности. При этом следует отметить, что для обозначения временного периода, в течение которого лицензиат имеет право использовать результат интеллектуальной деятельности, гражданское законодательство использует термины «срок действия лицензионного договора» или «срок, на который заключен лицензионный договор» (п. 4 ст. 1235, п. 2 ст. 1237 ГК РФ).
Исходя из буквального прочтения данных норм, можно сделать вывод, что в общем случае срок действия прав лицензиата по использованию программы для ЭВМ совпадает со сроком действия лицензионного договора*(1).
В рассматриваемой ситуации срок действия лицензии не совпадает со сроком действия сублицензионного договора. Такая ситуация, будучи нестандартной, на нормативном уровне не урегулирована ни положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), ни положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н. Поэтому порядок принятия к забалансовому учету на счет 01 «Имущество, полученное в пользование» неисключительных прав пользования на программу, а также отнесения затрат на расходы будущих периодов с их последующим отнесением на финансовый результат текущего года определяется положениями учетной политики казенного учреждения (п. 6 Инструкции N 157н).
В то же время относительно рассматриваемой ситуации отметим следующее.
Объекты учитываются на забалансовом счете 01 на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и (или) права его пользования) (абзац 2 п. 333 Инструкции N 157н). Выбытие объекта с забалансового учета осуществляется, в частности, при прекращении права пользования (абзац 5 п. 333 Инструкции N 157н, смотрите также письмо Минфина России от 18.03.2016 N 02-07-10/15362). Следовательно, учитывая, что лицензия на программу предоставляется с 03.04.2018 по 02.04.2019, право на ее использование учитывается на забалансовом счете 01 начиная с 03.04.2018, а списание осуществляется 02.04.2019.
Отражение в учете учреждения операций, связанных с получением прав использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, осуществляется на основании лицензионных договоров, договоров коммерческой концессии и других договоров, заключенных согласно законодательству Российской Федерации (абзац 1 п. 66 Инструкции N 157н).
В то же время предметом лицензионного договора, заключенного в отношении программы для ЭВМ, являются отношения между правообладателем и лицензиатом, связанные с предоставлением последнему права использовать данную программу (п. 1 ст. 1233, п. 1 и п. 6 ст. 1235 ГК РФ). А в рассматриваемой ситуации программа предоставляется в течение 12 месяцев с 03.04.2018, поэтому логично отнести затраты на ее приобретение в состав расходов будущих периодов с 03.04.2018 и затем ежемесячно относить расходы на финансовый результат текущего года в течение срока действия лицензии.
Однако в данной ситуации акт был подписан 12.02.2018, фактически до предоставления услуги по предоставлению неисключительного права пользования программой. Поэтому в учреждении может быть принято решение об отнесении на финансовый результат будущих периодов затрат на приобретение программы датой акта — 12.02.2018. Однако в таком случае учреждению следует определить период, в течение которого расходы будут относиться на финансовый результат текущего года: в течение срока действия договора или до окончания срока действия лицензии.
Подводя итог изложенному, по нашему мнению, учреждение вправе принять на забалансовый счет 01 неисключительные права пользования на программу 03.04.2018. Учитывая несоответствие срока действия договора со сроком действия лицензии, отнести на финансовый результат будущих отчетных периодов затраты на приобретение программы целесообразно с даты действия лицензии, указанной в сублицензионном договоре, то есть также с 03.04.2018.
Обратите внимание! Наличие в договоре взаимоисключающих условий о сроке его действия и о сроке действия предоставленных по нему прав может привести к возникновению спора. В этом случае суд при его разрешении будет руководствоваться общими правилами толкования договоров, изложенными в ст. 431 ГК РФ, согласно которым во внимание принимается буквальное значение содержащихся в них слов и выражений, а при их неясности производится сопоставление спорного условия с другими условиями и смыслом договора в целом. Если же данные способы не позволят определить содержание договора, суд выясняет действительную общую волю сторон с учетом цели договора. При этом во внимание будут приниматься все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.

Читайте также:  Можно ли делать ремонт в выходные

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок, в том числе и дата принятия на забалансовый счет 01 неисключительных прав пользования на программу, отнесения на финансовый результат будущих отчетных периодов затрат на ее приобретение, а также ежемесячного отнесения расходов будущих периодов на затраты текущего года, определяется положениями учетной политики казенного учреждения.

Принятие пожертвования казенным учреждением (Зарипова М

Отражено исполнение обязательства по перечислению в доход бюджета суммы пожертвования. Администратор доходов, осуществляющий полномочия по администрированию кассовых поступлений, сообщает казенному учреждению о поступлении этих сумм путем направления ему извещения (ф. 0504805)

Статьей 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» казенное учреждение отнесено к некоммерческим организациям. Согласно положениям п. 1 ст. 26 данного Закона одним из источников формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются пожертвования.

Правила ведения бухгалтерского учета в казенных учреждениях

КУ — это один из видов государственных (муниципальных) учреждений наряду с автономными и бюджетными. КУ может оказывать госуслуги, а также выполнять госфункции. Деятельность КУ обеспечивается за счет средств бюджета, бюджетная смета является основой для выплат. Также КУ имеет право участвовать в коммерческой деятельности, если это не запрещено учредительным документом, но все доходы перечисляются в бюджет. Всё имущество принадлежит учредителю (РФ, субъекту РФ или муниципалитету) и используется на праве оперативного управления. Согласие учредителя необходимо для распоряжения любым имуществом КУ. При нехватке средств КУ учредитель отвечает по его обязательствам. В целом КУ больше всего ограничены в свободе действий и зависимы от учредителя по сравнению с прочими госучреждениями.

Бухгалтерский учет в казенных учреждениях регулируется отдельными нормативными документами и отличается от учета в других экономических субъектах. О нюансах бухгалтерского учета в казенных учреждениях читайте в этой статье.

Положение об учетной политике на 2019 год

Следует иметь в виду, что казенные учреждения не вправе предоставлять и получать кредиты (займы), причем такой договор, заключенный казенным учреждением, признается ничтожной сделкой, что подтверждает и судебная практика в Постановлении ФАС Московского округа от 08.04.2009 г. N КГ-А40/1448-09 по делу N А40-51914/08-30-344. Помимо всего прочего, пунктом 10 статьи 161 БК РФ установлен запрет на приобретение казенными учреждениями ценных бумаг. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.
Казенными учреждениями являются не все государственные учреждения федерального уровня, а лишь прямо поименованные в статье 31 Федерального закона от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», а именно:
• управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;
• учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;
• специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
• учреждения МВД России, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, Федеральной миграционной службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;
• психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

Читайте также:  Кто платит госпошлину при покупке квартиры

Казенные учреждения — одна из форм некоммерческих организаций. Как и коммерческие компании, эти учреждения обязаны вести бухгалтерский учет, ведение которого невозможно организовать без наличия такого нормативного документа, как учетная политика казенного учреждения. О ней мы и поговорим сегодня в настоящем материале.

Как вести бухгалтерский учет в казенном учреждении в 2018 году

Так, например, учет основных средств в казенных учреждениях в 2018 году будет осуществляться по-новому. Изменены счета учета, добавлены новые методы начисления амортизации, также увеличены стоимостные пределы для исчисления амортизации. Подробнее об этих изменениях читайте в статье «Разбираемся в новых стандартах бухучета».

Прежде чем охарактеризовать бухгалтерский учет в казенных учреждениях в 2018 году, рассмотрим понятие денного типа госучреждений. Это отдельный тип государственных и муниципальных организаций, созданный для выполнения госзаданий и муниципальных заданий или осуществления функций органов власти, финансируемый за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Учетная политика казенного учреждения на 2019 год

Согласно новому стандарту, последствия поправок в учетной политике, способных оказать существенное влияние на финансовые результаты деятельности, должно быть посчитано в стоимостном выражении. Введено понятие двух способов отражения в бухучете обновленных положений учетной политики: перспективный и ретроспективный. Еще одно новшество – утвержденный документ должен быть опубликован на официальном портале учреждения в интернете. С 01.01.2019 года сведения об учетной политике на 2019 год для казенных учреждений и внесенных в нее изменениях будут раскрываться в бухгалтерской отчетности.

До конца года в учетную политику казенных учреждений нужно внести кардинальные изменения в связи со стандартом «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». В новой учетке должно быть как минимум восемь разделов. Сформировать новую учетную политику привычными методами не получится. Не используйте в учетке шаблонные фразы из инструкций и проверьте ссылки на нормативные акты.

Применение СГС «Аренда» в образовательном учреждении

– в сумме начисленной амортизации, если договор расторгается досрочно, одновременно объем задолженности по арендным платежам, который не будет исполняться по причине расторжения, равный остаточной стоимости права пользования, отражается методом «красное сторно»

Такими отношениями в учреждениях образования могут быть передача в безвозмездное пользование медицинскому учреждению части площади учреждения для организации работы медицинского кабинета, передача иной организации помещения столовой для организации горячего питания, при этом обязанности по содержанию имущества, в том числе по возмещению коммунальных расходов, не передаются. Специалисты Минфина уточняют: стандарт не применяется в случаях безвозмездной передачи имущества, осуществленной в целях соответствия услуги, оказываемой учреждением, установленным стандартам качества. Например, в тех же учреждениях образования действуют санитарные нормы обеспечения детей питанием, для этой цели помещение и оборудование столовой передаются в безвозмездное пользование. По мнению ведомства, такие отношения не подпадают под действие СГС «Аренда».

Изменения в учете и отчетности государственных и муниципальных учреждений в 2018 году

начисление ссудодателем доходов будущих периодов от передачи ссудополучателю в безвозмездное бессрочное пользование (неоперационная (финансовая) аренда) объектов нефинансовых активов отражается по дебету счета 021005560 «Увеличение дебиторской задолженности с прочими кредиторами» и кредиту счета 040140122 «Доходы будущих периодов от финансовой аренды»; одновременно отражается начисление ссудодателем расходов будущих периодов от передачи ссудополучателю в безвозмездное бессрочное пользование (неоперационная (финансовая) аренда) объектов нефинансовых активов по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040150200 «Расходы будущих периодов» и кредиту счета 021005660 «Уменьшение дебиторской задолженности с прочими кредиторами»;»

Читайте также:  Что можно узнать по кадастровому номеру

К таким объектам также относятся и водные культивируемые биологические ресурсы, неоднократно дающие продукцию, культивируемые с целью управляемого воспроизводства (например, взрослые особи различных рыб и лягушек, дающие икру и молодь; устрицы, дающие жемчуг), а также калифорнийские черви, дающие гумус и т.д.

Учет на забалансовых счетах в 1С

  • Дт 101.11.310 Кт 101.11.310 – смена материально-ответственного лица;
  • Дт 25.11 (26.11) – отражение передачи объекта НФА в аренду/безвозмездное пользование.

После окончания договора пользования имуществом для того, чтобы зафиксировать в учете возврат объекта нефинансовых активов необходимо создать документ «Принятия к учету ОС НМА, НПА» с видом операций «Прекращение договора аренды (25)» или «Прекращение договора безвозмездного пользования (26)», при проведении которого будет оформлено внутреннее перемещение основного средства и закрытие забалансового счета пользования имуществом.

В результате передачи объекта нефинансового актива в пользование в Инвентарной карточке (ф. 0504031) должна быть сделана запись о передаче объекта (части объекта) в пользование иному юридическому лицу. При этом ответственным за сохранность переданных ценностей назначается руководитель или уполномоченное им лицо, принявшего объект (часть объекта) в пользование.

Как проводится бухгалтерский учет в казенных учреждениях

  • Дт 1 10631 310 Кт 1 30231 703. Поступление оборудования на 333 тыс. рублей.
  • Дт (используется тот же дебетовый счет, что и в предыдущей проводке) Кт 1 30222 730. Отражение трат размером 7 тыс. рублей на транспортировку оборудования.
  • При поставке в стоимость будут включены затраты на саму поставку, страховку, пошлину, услуги посреднических компаний.
  • Стоимостью изготовления является себестоимостью. Она включает в себя траты на производство.
  • Если материалы поступили по соглашению о дарении, в стоимость будет входить рыночная цена, стоимость поставки, траты на доведение изделия до нужного состояния.
  • Если произошло централизованное поступление материалов, стоимость определяется на основании сумм, прописанных в сопроводительной документации.

Учетная политика казенного учреждения

Налог на прибыль. Налоговым законодательством предусмотрено два метода ведения налогового учета: кассовый метод и метод начисления. Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 273 НК РФ применять кассовый метод могут только те налогоплательщики, у которых сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС в среднем за предыдущие четыре квартала не превысила 1 млн руб.

1.2.1. Учет основных средств. В качестве основных средств принимаются к учету материальные объекты имущества независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, для осуществления государственных полномочий (функций) либо управленческих нужд учреждения.

Применяем новые КОСГУ в бюджетном учреждении в 2018 году

Например, письмо Минфина РФ от 13.12.2017 № 02-07-07/83463 «Методические указания по переходным положениям СГС «Аренда» при первом применении» предусматривает ведение учета на балансовых счетах 111.40.000 «Право пользования имуществом» и 104.40.450 «Амортизация права пользования имуществом», которые в ранее перечисленных Инструкциях не предусмотрены.

С 2018 г. операции налогоплательщиков – государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждений по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организации отражаются по соответствующей подст. КОСГУ 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 189 «Иные доходы» в соответствии с решением учреждения, принятым в рамках его учетной политики. Ранее они учитывались на статьях КОСГУ 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ) или 180 «Прочие доходы» соответственно.