Что относится к естественным монополиям по почте

Естественная монополия

Естественная монополия (Natural monopoly) — отрасль, в которой монополист действует с позиции минимазации долгосрочных средних издержек , где проникновение новых производителей приводит к падению эффективности производства за счет исчезновения эффекта масштаба. Иными словами, деятельность одного производителя более эффективна из-за наличия фактора экономии от масштаба, обеспечивающий рост производства.

На графике продемонстрировано установление цен и объемов выпуска в условиях естественной монополии, где и — это кривые средних и предельных издержек фирмы в долгосрочном периоде, — кривая предельного дохода и — кривая спроса. Чем выше объем производства, тем ниже средние издержки. Предельные издержки всегда ниже средних при любом объеме выпуска.

Субъекты естественных монополий — это

Многие субъекты естественной монополии в РФ являются преемниками советских предприятий, которые формировались в условиях нерыночного хозяйства: учреждение аналогичных фирм в современной рыночной среде было бы крайне затруднено в силу необходимости вложений огромных средств в производственную, логистическую инфраструктуру, подготовку кадров.

Но компетентные органы имеют возможность устанавливать определенные требования к финансовым характеристикам сделок, если это прямо предусмотрено законом. Те сферы, в которых развиваются естественные монополии, — например, ЖД-перевозки, законодатель может классифицировать как те, что подлежат регулированию в аспекте цен. Каким образом государство может реализовать данную привилегию?

Закупки у субъектов естественных монополий по 44-ФЗ

Какие организации относятся к субъектам естественных монополий?
Как планировать закупки у субъектов естественных монополий?
Состав извещения о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
Особенности составления, сроки заключения контракта
Экспертиза
Как вносить изменения в контракт?
Пролонгация договора
Отчеты при закупках у субъектов естественных монополий

В данной справке детально рассмотрен вопрос осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), являющегося субъектом естественных монополий. Представлена детальная информация о планировании закупок, составе документов, а также детально рассмотрены порядок составления и изменения контрактов, заключенных с субъектами естественных монополий, в процессе их исполнения, часто встречаемые ошибки.

Для начала рассмотрим, какие организации являются субъектами естественных монополий.

Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров (абз. 2 ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Федеральный закон от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ)).

Субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (абз. 3 ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ).

Также ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ установлено, что к сферам естественных монополий относятся:
1) транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
2) транспортировка газа по трубопроводам;
3) железнодорожные перевозки;
4) услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
5) услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
6) услуги по передаче электрической энергии;

Читайте также:  Можно ли материнский капитал погасить кредит

Осуществление закупок товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий

Оплата оказания услуг будет осуществляться по цене единицы услуги, исходя из объема фактически оказанных услуг, в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, — фактически выделенных Заказчику на указанные услуги средств — _______________________ руб. ____ коп. (с учетом НДС).

Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации (вместе с «Перечнем и правилами формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации», «Правилами взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации») (зарегистрирован в Минюсте России 03.08.2012 N 25099): Приказ Минтранса России от 17.07.2012 N 241 (в ред. от 22.07.2013) // Российская газета. N 186. 2012. 15 августа; Российская газета. N 282. 2013. 13 декабря.

Естественная монополия: примеры

Деятельность субъектов естественных монополий может регулироваться посредством следующих основных методов: издание государством нормативных источников — отраслевых, или же имеющих статус федеральных НПА, которые непосредственно определяют приоритеты в управлении предприятиями соответствующего типа. Или же утверждение других нормативно-правовых актов, влияющих на ценообразование в том или ином сегменте. Первый механизм регулирования применяется в отношении предприятий, владельцем которых является государство. Второй начинает «работать» в тех случаях, когда фирма принадлежит преимущественно частным лицам или иностранным компаниям.

Другая причина возникновения естественных монополий актуальная в том числе и для России — высокий инвестиционный порог входа в ту или иную отрасль. Для того чтобы начать бизнес, к примеру, в транспортной сфере, необходимы огромные капиталы. Их владелец будет заинтересован в том, чтобы окупить свои вложения и учредить фирму, которая сможет осуществлять деятельность в условиях минимальной конкуренции. Поэтому инвестор приобретает, потратив большой капитал, основной объём тех ресурсов, благодаря которым фирма собирается извлекать прибыль в дальнейшем. Например, строит платную магистраль, причём спроектировав её так, что любая альтернативная, скорее всего, будет менее эффективной за счёт большей протяжённости или меньшей ширины. Конкуренция естественных монополий — явление крайне редкое во многом в силу того, что соответствующего типа предприятия намеренно учреждаются в тех сферах, где несовпадение интересов бизнесов, скорее всего, наблюдаться не будет.

Относится ли отправление посылок к сфере деятельности субъекта естественной монополии Почты России

Согласно правилам оказания услуг почтовой связи, утв. постановлением правительства РФ от 15.04.2005 г. № 221, максимальный вес бандероли составляет 2 кг, в ней пересылаются малоценные печатные издания, рукописи, фотографии. Посылка имеет предельный вес 20 кг, в ней пересылаются предметы культурно-бытового и иного назначения.

Ответ: К сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги общедоступной почтовой связи, среди которых есть «пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей)» (см. п. 1 перечня услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам, утв. постановлением правительства РФ от 24.10.2005 г. № 637).

Читайте также:  Порядок покупки дома за материнский капитал

Федеральный закон от 17 августа 1995 г

Федеральный закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в РФ и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

8 августа, 30 декабря 2001 г., 10 января, 26 марта 2003 г., 29 июня 2004 г., 31 декабря 2005 г., 4 мая, 29 декабря 2006 г., 18 октября, 8 ноября 2007 г., 25 декабря 2008 г., 11, 18, 19 июля, 6 декабря 2011 г., 25 июня, 28 июля, 30 декабря 2012 г., 5 октября 2015 г., 26, 29 июля 2017 г.

Закупка у субъектов естественных монополий по 44-ФЗ

  1. Покупатель может приобрести товар исключительно у компании-монополиста. Других продавцов на рынке нет.
  2. Таким фирмам нет необходимости тратить средства на рекламу.
  3. Монополист имеет возможность на свое усмотрение выставлять цены на рынке и в дальнейшем их корректировать.
  4. При попытке других компаний вторгнуться на рынок монополиста, они сталкиваются с искусственно создаваемыми барьерами: экономическими или юридическими.

В отдельных ситуациях государственным заказчикам разрешено проводить закупки товаров или услуг у естественных монополий. Этот термин экономической теории достаточно емкий. Специалистам, производящим закупки в рамках 44-ФЗ, необходимо понимать, что такое монополии и по какой схеме проводить у них закупки, ведь это может существенно снизить трудозатраты и оптимизировать расход средств организации.

Вопрос-ответ: Является ли Почта России монополистом в области продаж почтовых марок для почтовых отправлений

В соответствии со статьей 17 Закона о связи сеть почтовой связи представляет собой совокупность объектов почтовой связи и почтовых маршрутов операторов почтовой связи, обеспечивающих прием, обработку, перевозку (передачу), доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств.

Тарифы на услугу почтовой связи по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) регулируются государством. Для ФГУП «Почта России» тарифы утверждены Приказом ФСТ РФ от 13.03.2012 № 26-с/1 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.03.2012 № 23556)

Понятие естественной монополии

Очевидно, что в этих отраслях конкуренция либо затруднительна, либо просто неприменима, так как конкуренция привела бы здесь к более высоким средним издержкам производства, чем те, которые были бы при монополии, ибо поддержание конкуренции потребовало бы существования многих мелких фирм с небольшими рыночными долями. Рассмотрим, например, городской водопровод. Проложив параллельно друг другу две системы труб, можно добиться того, что рядом стоящие дома и даже соседние квартиры в одном доме по выбору жильцов могут быть подключены к любой из двух водоснабжающих компаний. Конкуренция стала возможной, но ценою значительного удорожания каждого литра воды, доставленного потребителю. Очевидно, что намного дешевле иметь одну водопроводную систему. Следовательно, принудительное рассредоточение производства на нескольких предприятиях в этом случае нецелесообразно, так как оно привело бы к росту средних издержек (издержек на единицу продукции), а значит, и к росту цены единицы продукции. В данном случае производство на одном крупном предприятии оказывается с точки зрения общества более эффективным, чем производство такого же объёма продукции на нескольких мелких или средних предприятиях. Именно поэтому существование естественных монополий не запрещено антимонопольными законодательствами. В то же время правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы не допускать злоупотребления монопольной властью, которую оно предоставило. Например, правительство может контролировать качество услуг и цены, устанавливаемые естественными монополиями [15, с. 188-189].

Читайте также:  Как определить доходность собственного капитала

Третий по счету компонент — главный по значимости с точки зрения правового регулирования. Он касается одного из основных элементов рыночной экономики — цены: спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Спрос, не зависящий или зависящий в минимальной степени от цены, ее изменения, принято называть неэластичным.

Что относится к естественным монополиям по почте

Несколько лет назад в Государственной Думе рассматривался проект Закона «О магистральном трубопроводном транспорте». Планировалось, что его действие будет распространяться не только на нефтепроводы, но и на газопроводы, а также на трубопроводы, предназначенные для транспортировки других углеводородов (нефтяного попутного газа, газового конденсата, газообразных углеводородов). В законопроекте было определено, что магистральные трубопроводы являются стратегическими объектами федерального значения. Магистральный трубопровод рассматривался как единый комплекс сооружений, поэтому право собственности на него не разделялось по отдельным объектам. Предусматривались некоторые ограничения в пользовании магистральными трубами, в частности стандартизация оборудования, лицензирование деятельности операторов, которые оказывают услуги по транспортировке углеводородов. Однако основной недостаток законопроекта в том, что отличительные черты магистрального трубопровода в нем не были определены.

Сложность регулирования услуг аэропортов предопределена общими проблемами гражданской авиации (уменьшение пассажирооборота, критическое состояние материально-технической базы). Рост цен на аэропортовые услуги (аэронавигационное обслуживание воздушных судов, обслуживание пассажиров в аэропортах, обеспечение авиационной безопасности в зоне аэропорта и др.) значительно отстает от роста авиационных тарифов и не является определяющим фактором роста стоимости авиабилетов. Основное влияние на тарифы оказывают стоимость авиационного топлива, цены на техническое обслуживание и ремонт. Государственное ценовое регулирование услуг аэропортов необходимо для того, чтобы довести уровень аэропортовых сборов и тарифов до уровня экономически обоснованной себестоимости этих услуг. Это позволит сократить перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых.

Закупка у субъектов естественных монополий

  • заказчик не должен согласовывать закупку с контрольным органом;
  • контрольный орган не должен быть уведомлен о заключении контракта;
  • экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может быть проведена силами заказчика (п. 1 ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ ) без привлечения сторонних экспертов или экспертных организаций.

Как говорится в нормах Закона № 147-ФЗ , заказчик может закупать товары, работы или услуги неконкурентными способами. То есть у единственного поставщика. Сделать это дает ему право содержание пункта 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ , если ТРУ относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.