Устройство судебной системы россии. Судебная власть.

Образовательный портал — все для студента юриста

ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» в соответствии со статьей 3, устанавливает следующие требования к присяжным заседателям: присяжным заседателем может быть гражданин РФ, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели, старше 25 лет, не имеющие судимость, обладающие дееспособностью и т.д.

Возраст минимум 30 лет, стаж по юридической специальности — 7 лет — для судей судов среднего звена (судьи верховного суда республики, краевых, областных судов, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда.)

Устройство судебной системы России соотношение судопроизводства и судоустройства

исполнительное производство. Впрочем, отнесение исполнительного производства к стадиям гражданского процесса — это скорее дань традиции. В науке гражданского процессуального права еще в 60-х гг. высказывалось мнение, что исполнительное производство является самостоятельной комплексной отраслью права. Принятие нового законодательства об исполнительном производстве (Федеральные законы от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве») оживило существующую долгие годы дискуссию о месте исполнительного производства в системе права. Все больше ученых склоняется к тому, что исполнительное производство выступает в качестве самостоятельной если не отрасли права, то отрасли законодательства. Вместе с тем законодательное размещение норм, регламентирующих отдельные аспекты исполнительного производства, в процессуальном законодательстве; участие суда в решении важных вопросов исполнительного производства; судебные акты, в которых исполнительное производство по-прежнему именуется стадией гражданского (арбитражного) процесса, — все это свидетельствует о том, что полного «отпочкования» исполнительного производства от процесса пока не произошло.

Порядок производства по гражданским делам во всех общих судах РФ определяется ГПК. Под гражданскими делами понимаются не только непосредственно гражданские, но и отнесенные к ведению суда семейные, жилищные, земельные и трудовые споры. Гражданский процесс является одной из форм отправления правосудия и отличается от деятельности иных органов, рассматривающих гражданские дела, наличием специфической процессуальной формы. В последнюю облекается только деятельность по осуществлению правосудия.

Устройство судебной системы России

вв Конституционные суды Суды общей юрисдикции Арбитражные суды Дисциплинарный орган Основное звено Военные суды Рассматривают дела Соответствие нормативных правовых актов всех уровней действующей Конституции РФ, — КС РФ. Соответствие нормативных правовых актов субъектов Федерации их Конституциям (уставам) — Конституционные (уставные) суды субъектов РФ Уголовные, административные, гражданские и иные дела, подведомственные судам общей юрисдикции Уголовные, административные, гражданские и иные дела, подведомственные судам общей юрисдикции, имеющие отношение к военнослужащим и организациям, в которых имеется военная и приравненная к ней служба Судебные споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности Обжалование решенийВККС (ККС субъектов РФ) о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков, наложения дисциплинарных взысканий и обжалование результатов аттестаций Федеральный уровень Суд высшей инстанции (надзор) Конституционный суд Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации (президиум) Суды IV инстанции (вторая кассация) — Судебные коллегии по уголовным, гражданским и административным делам Верховного Суда РФ [комм. 1] Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ [комм. 2] Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ [комм. 3] Дисциплинарная коллегия Верховного Суда РФ Суды III инстанции (первая кассация) — Президиум верховного суда республик, краевого, областного судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов Президиум окружного (флотского) военного суда Арбитражные суды округов [комм. 4] Суд по интеллектуальным правам [комм. 5] Суды II инстанции (апелляция) — Судебные коллегии по уголовным, гражданским и административным делам верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов [комм. 6] Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ [комм. 7] Окружной (флотский) военный суд [комм. 8] Арбитражные апелляционные суды Суды I инстанции — Городские, районные и межрайонные суды Гарнизонные военные суды Арбитражные суды субъектов Российской Федерации Уровень субъектов Российской Федерации Конституционные (уставные) суды субъектов РФ [комм. 9] Мировые судьи [комм. 10] — — — Комментарии: 1. Рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к подсудности Верховного Суда РФ. 2. Рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к подсудности Верховного Суда РФ. 3. Рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к подсудности Верховного Суда РФ. 4. Рассматривают в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. 5. Рассматривает в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций. 6. Рассматривает в первой инстанции гражданские и административные дела, связанные с государственной тайной, уголовные дела, отнесенные к компетенции УПК РФ, и иные в соответствии с процессуальным законодательство наиболее важные и юридически сложные дела; апелляционной инстанцией по таким делам является соответствующая Судебная коллегия Верховного Суда РФ; дальнейшее обжалование в порядке кассации возможно только в Президиум Верховного Суда РФ. 7. Пересматривает в апелляционном порядке решения, принятые Верховным Судом РФ в качестве суда первой инстанции; дальнейшее обжалование в порядке кассации возможно только в Президиум Верховного Суда РФ. 8. Рассматривает в первой инстанции гражданские и административные дела, связанные с государственной тайной, уголовные дела, отнесенные к компетенции данного военного суда УПК РФ, и дела по административным исковым заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным гарнизонным военным судам. 9. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ не состоят в иерархии, подчинённой Конституционному Суду РФ, они являются абсолютно самостоятельными и независимыми в пределах своей компетенции. 10. В пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве судов первой инстанции, при этом апелляционной инстанцией для них являются городские, районные и межрайонные суды.

Читайте также:  Замена паспорта по достижении 20 лет

· применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

Устройство судебной системы россии. Судебная власть

Слабость судебной системы. Нищета судов и отсутствие контроля качества судебных решений — заменяют формальную независимость судов их реальной зависимостью от почти любого источника финансирования, который может носить в том числе и преступный характер. Таким образом, слабость суда не просто лишает общество и государство инструментария борьбы с коррупцией, но и делает невозможным судебное, т. е. полностью легальное, решение споров, вынуждая дополнять его неформальными и, как правило, незаконными действиями. А это — классическая услуга, оказываемая организованной преступностью при помощи неразрывно связанной с нею коррупции. Заявления представителей государства о важности укрепления судов в значительной степени остаются пустой пропагандой. Достаточно указать на федеральный бюджет 2000 г., который прямо отказывает в исполнении решений судов, не обеспеченных бюджетным финансированием. Это значит, что, если Шамиля Басаева поймают и осудят в конце года, когда лимит бюджетного финансирования приговоров судов будет уже исчерпан, единственное, что с ним можно будет сделать, — это отпустить его на свободу

Цель данной работы является изучение порядка регистрации юридических лиц. Задачами работы являются: изучение понятия и признаков юридического лица, изучение порядка регистрации юридических лиц. 1. Юридические лица — общие положения 1.1. Понятие и признаки юридических лиц В Гражданском Кодексе, вступившем в силу 1 января 1995 года, впервые в истории российского права в основном кодификационном акте гражданского законодательства содержится подробно разработанная система норм о юридических лицах; этого не знали предыдущие кодификации как советского, так и дореволюционного периодов. Кодекс устанавливает принципиальные основные положения, на которых должно базируется последующее законодательство об отдельных видах юридических лиц. При этом Кодекс вводит отсутствовавший в прежнем законодательстве чрезвычайно важный для устойчивости гражданского оборота принцип замкнутого перечня юридических лиц, согласно которому юридические лица могут создаваться и функционировать только в такой организационно -правовой форме, которая прямо предусмотрена законом.

Что говорит ФКЗ о судебной системе Российской Федерации

Федеральный конституционный закон РФ принят ввиду неспособности имеющейся высшей правовой базы, осуществлять управление судебной властью. Вопросы возникали по звеньям, иерархии и пределам полномочий судов. ФКЗ появился после того, как была проведена реформа Конституции. Выполненная работа позволила определить понятие судебной власти, основные ее принципы, издать важные акты, раскрыть и уточнить ряд моментов по функционированию судов. Фактически ФКЗ стал продолжением концептуальных основ, которые упоминаются в основном законе Российской Федерации. Можно выделить следующие особенности, которые составляют основу этого документа:

В ПВС входит Председатель, которому подчиняются заместители и нижестоящие сотрудники. Заседание пленума происходит совместно с Генпрокурором и Министром юстиции Российской Федерации. Спорные ситуации требуют участия членов совета по научной работе, консультации ВС, служителей законодательства, сотрудников министерств, государственных структур и прочих.

Судебная система России в начале ХХ века

Мировые судьи по-прежнему делились на участковых, почетных и добавочных. Мировым судьей могло быть избрано лицо с высшим юридическим образованием или со средним образованием при условии трехлетней службы, а шестилетняя служба в определенных должностях (предводителя дворянства, секретаря мирового съезда, земского участкового начальника или секретаря судебного съезда) делала должность мирового судьи доступной и для лиц, не имеющих среднего образования.

Читайте также:  За один месяц сколько дней отпуска

В середине 90-х гг. комиссия, назначенная Александром III 30 апреля 1881 г. завершила разработку нового Уложения. Значительно более основательной доработке проект Уложения подвергся в следующей инстанции — специально учрежденном для его предварительного рассмотрения Особом совещании при Государственном Совете, заседавшем с 7 октября 1898 г. по 26 мая 1901 г. 10 февраля 1903 г. проект Уложения рассмотрен и одобрен Государственным Советом. 22 марта 1903 г. Николай II его утвердил. В окончательном варианте Уложение содержало 37 глав и 687 статей. Практически оно просуществовало до октября 1917 года, хотя отдельные главы и статьи были несколько трансформированы в ходе двух буржуазно-демократических революций. Многие видные юристы того времени высоко оценивали Уголовное уложение 1903 года. Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное посбие/Под. ред. Ю.П. Титова. — М.: Проспект, 2006. С. 253

Судебная система Российской Федерации

В мае 1918 г. был создан при ВЦИК Революционный трибунал для разбирательства дел, имевших общегосударственное значение. В июне 1918 г. учреждается Кассационный отдел при ВЦИК, рассматривавший кассационные жалобы и протесты на приговоры революционных трибуналов, исправляя их ошибки и обеспечивая единую уголовную политику трибуналов РСФСР. Начиная с декрета «О суде» № 1 в стране были созданы и действовали две системы судов: система общих судов и система революционных трибуналов, на общих принципиальных основах. Их отличала лишь подсудность.

Судебная система имела 2 уровня: Общие суды. Все изменения произошли в общих судах. Общие суды освободили от решения мелких дел, решали споры о недвижимости. Мировая юстиция. Они могли наложить штраф, телесные наказания, но не более Конституционное право России: Учебник. / Под ред. Козлова Е. И., Кутафин О.Е. — М.: Юристъ, 2005..

Программа По специальности 050402 «Юриспруденция»

Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды арбитражных округов; апелляционные арбитражные суды; арбитражные суды субъектов РФ (республик, краев, областей). Основу деятельности арбитражных судов составляет рассмотрение и разрешение хозяйственных споров.

Заместитель председателя суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для заместителя председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем суда. В случае временного отсутствия председателя суда (болезнь, отпуск, командировка) его полномочия осуществляет первый заместитель председателя суда, при отсутствии первого заместителя – по поручению председателя суда один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей – по поручению председателя суда один из судей суда.

Судебная власть в системе органов Российского государства

В связи с разработкой новой концепции судебной реформы, одним из важнейших этапов которой стало принятие Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996г» О судебной системе Российской Федерации», появилась надежда на восстановление сильной и авторитетной судебной власти, несмотря на огромные трудности в формировании судебных кадров и в финансовом обеспечении судебной деятельности. Функции судебной власти:

Существование судебной власти обусловлено интересом общества в поддержании правового и социального порядка, а её государственная природа — обязанностью государства этот порядок поддерживать. Судебная власть возникает в силу необходимости и обязанности государства трактовать свою волю в том случае, когда нормативная трактовка, предложенная законодателем для общего случая и выраженная в норме закона, вступает в противоречие с нормативной трактовкой государственной воли в процессе индивидуального регулирования. Сохранение всеобщего и универсального значения права как социального регулятора требует обеспечения правовой реальности в случае спора о самом праве. Возможность и обязанность определить, что является правом в случае спора об этом в индивидуальном правоприменении, составляет основу судебной власти, определяет её место и роль в системе разделения властей, а также политических факторов, образует уникальный властный ресурс судебной власти. Несмотря на индивидуальный характер правового регулирования спорного отношения, судебная власть это социетальная система социальной регуляции. Определяемые в судебных решениях категории качества, количества и меры допустимого поведения становятся частями социокультурного кода общества. Органы судебной власти от имени государства применяют меры уголовного принуждения к лицам, виновным в совершении преступлений, разрешают правовые споры (тяжбы) между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов — Конституции, подзаконных нормативных актов — законам, так называемый нормоконтроль), в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (в основном нормам конституции страны) вне связи с конкретным спором. Суды также выполняют отдельные удостоверительные функции (признание фактов, в отдельных государствах — укрепление прав), когда для удостоверения требуется доказывание, по сложности выходящее за компетентность нотариусов.Принцип разделения власти на три ветви наиболее последовательно реализован в англосаксонских странах. Но этот принцип сам по себе не гарантирует равновесия и равносилия властных ветвей внутри политической системы. Во многих странах мира исполнительная власть в большей или меньшей степени доминирует над двумя другими ветвями власти. Обычно, судебная власть является наиболее слабой из трёх ветвей, так как она, в отличие от исполнительной и законодательной властей, не имеет ни своего аппарата принуждения (армии, полиции), ни прямой поддержки избирателей для проведения своих решений в жизнь. Равновесие законодательной, исполнительной и судебной власти проявляется в их реальной, а не только формально провозглашённой, способности сдерживать и контролировать друг друга.

Читайте также:  Как написать апелляцию в суд

Судебная система РФ (стр

Формирование органов судебной власти в первые дни и месяцы после Октябрьской революции происходило во многом стихийно, так что к моменту принятия Советом Народных Комиссаров 22 ноября 1917 г. первого законодательного акта о советском суде – Декрета № 1 о суде – в ряде городов и губерний России были созданы разные по названиям и не всегда одинаковые по полномочиям суды, которые рассматривались как необходимые органы охраны общественного порядка. Для новых судебных органов было характерно то, что участники судебного процесса расследовали дела и судили не по писаным законам, так как их попросту не было, а руководствуясь индивидуальным «революционным правосознанием». Каждый участник процесса чувствовал себя и следователем и судьёй.

Выводы по анализу данной статьи Закона следующие: судебная система это сложно организованная система судебных органов, состоящая из отдельных подсистем (федеральные суды и суды субъектов федерации). Судебную систему можно разложить на три элемента – федеральные суды, конституционные и мировые. То есть, в законе мы видим конституционное деление системы судов на виды и звенья по признакам предмета их ведения, занимаемого в системе государственного устройства положения, характера юрисдикции, объема инстанционных полномочий.

Судебная жизнь

Федеральные суды:
1. Федеральные окружные суды
— рассматривают трансграничные гражданские споры;
— иски и жалобы граждан и юридических лиц к федеральным органам власти,
— хозяйственные споры субъектов федерации между собой,
— уголовные дела по первой инстанции по федеральным правонарушениям.
2. Федеральные апелляционные суды.
— рассматривают апелляционные жалобы на решения и приговоры федеральных окружных судов.
3. Военные суды:
— рассматривают дела по преступлениям совершенными военнослужащими.
4. Федеральный Верховный Суд:
— выработка единообразного толкования закона на всей территории страны;
— надзор за единообразным применением закона судами всех звеньев судебной системы и недопущением противоречий в судебной практике;
— рассмотрение кассационных жалоб по делам, рассмотренным федеральными апелляционными судами.
5. Федеральный Конституционный Суд:
— толкование Конституции и рассмотрение жалоб на соответствие Конституции того или иного акта государственной власти либо органа местного самоуправления.

Суды субъектов федерации:
1. Окружные межмуниципальные суды
— рассматривают гражданские, уголовные дела по первой инстанции, за исключением дел, подсудных мировому суду.
— рассматривают апелляционные жалобы на решения и приговоры мировых судов).
2. Верховный суд субъекта федерации
— рассматривает кассационные жалобы на решения и приговоры мировых судов).
— рассматривает апелляционные и кассационные жалобы на решения и приговоры окружных межмуниципальных судов.
Примечание: Субъекты федерации будут вправе самостоятельно определять количество судов и число инстанций в своей судебной системе. Так, например, субъект федерации может ввести специальный апелляционный или конституционный суд, либо разделить суды на гражданский (хозяйственный) и уголовный и т.п…

Судебная власть и судебная система в современной России

Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации проводится открыто, а разбирательство в заседаниях происходит устно. Производство ведется на русском языке. Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

Судья несменяем и не может быть назначен или избран на другую должность или в другой суд без его согласия. Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи. Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда — 70 лет.